Первое знакомство с работами Джо Делани вызывает у многих искушение немедленно отвернуться от холста и не тратить силы на расшифровку картин. Уровень детализации на его полотнах настолько высок, что может показаться излишним, а сюжеты кажутся крайне запутанными. Тем, кто решится все же понять этого художника, не лишним будет узнать побольше о его биографии: откуда он родом, и как он пришел к своем стилю письма.
Я заглянул в съемную квартиру Джо в Патонге, когда он только что закончил фреску под названием «Золотая середина», на которой изображены последние несколько десятилетий жизни Джо как путешествующего музыканта и художника-абстракциониста. Впрочем, история Джо-художника началась задолго до этого.
Первые шаги
Мать Джо родом с Сейшельских островов, отец – из Белфаста, а сам он вырос в английском приморском городке Блэкпул. Там же будущий художник впервые взял в руки кисть.
«Я помню, мне было около 8-9 лет, когда я на одном из школьных уроков искусства я нарисовал ярко-красных драконов на голубом фоне», – вспоминает Делани. – «На следующий день я пришел в школу и не смог найти рисунок. Учителя сказали, что он потерялся, и это привело меня в гнев. Отчасти потому, что рисунок не был закончен. Я был действительно расстроен».
Шесть недель спустя на школьном собрании Джо узнал, что на самом деле случилось с его рисунком – учителя отправили его на местный конкурс, и работа Делани взяла первый приз.
В подростковом возрасте Джо уже продавал свои художественные произведения в небольшом киоске. Работал он при помощи баллончика с краской и трафарета – это позволяло не тратить на картины слишком много времени, в результате чего молодой художник мог неплохо зарабатывать.
Джо объясняет, что в то время он на самом деле не был заинтересованы в деньгах, просто хотел заработать достаточно, чтобы помочь матери. Потом ему понадобились деньги на билет на самолет из Блэкпула – Джо решил бросить родной город и податься в уличные музыканты. Собственно, что он и сделал в 18 лет.
Голос улицы
«Я купил путеводитель для уличных музыкантов по Европе, в котором были перечислены все лучшие и худшие места, куда можно было поехать. Про Испанию там было сказано, что туда лучше не ехать, так как там могут арестовать. Поэтому я отправился именно туда, в город Реус, и правда, меня чуть было не арестовали», – улыбается Джо.
В течение следующих четырех лет, Джо вместе с «группой парней», каждый год разной, исколесил всю Европу.
«Лучшим местом, куда мы возвращались снова и снова, был город Аннеси во Франции, где имелась отличная сцена для уличных музыкантов. Мы играли там по два часа утром и два часа вечером», – вспоминает Делани.
Впрочем, одной улицы Джо оказалось недостаточно, и после периода путешествий по Европе, он поступил в институт искусств и дизайна в Бирмингеме.
«Это великолепное место, очень креативное и свободное, но, сказать по правде, я немного разочарован последним годом обучения – я стал частью истеблишмента, против которого выступал ранее», – разводит руками художник.
В период обучения Джо играл в разных группах. А после окончания ВУЗа его последний коллектив даже подписал контракт с одной из независимых студий звукозаписи. Однако со временем группа распалась, и он снова пустился в путь – на этот раз в Шотландию.
«Мой друг из Глазго позвонил мне и сказал, что нужен барабанщик на несколько концертов, я поехал и остался играть в группе надолго», – рассказывает Джо, – «Я всегда был неотделим от искусства, всегда носил с собой этюдник, где были стихи, песни, наброски и тому подобные вещи. Этюдник был чем-то вроде моего дневника».
Дюжина лет на Пхукете
Постоянная борьба между музыкой и живописью в жизни Джо так и не закончилась. Вот уже 12 лет он живет на Пхукете. Причем работу Джо нашел буквально через два месяца после переезда.
«Помню, это был трехмесячный контракт в качестве барабанщика в Scruffy Murphy’s и Molly Malone’s, но работа в группе затянулась. А было это 12 лет назад...» – вспоминает художник и музыкант.
Джо регулярно посещает Европу, но его дом – на Пхукете. А с необходимостью «разрываться» между двумя жанрами он уже смирился.
«Я часто ловлю ритм музыки, она всегда играет на фоне, часто это Майлз Дэвис или какой-нибудь тяжелый даб. На мои работы очень влияет музыка, которую я слушаю», – говорит Джо.
Делани объясняет, что хотя процесс творчества по своей сути довольно хаотичный, тем не менее, планирование должно присутствовать.
«Я делаю много эскизов и создаю несколько фрагментов или сцен, на которых потом сосредотачиваюсь и расширяю», – делится секретом художник.
Специально для меня Джо расшифровывает последнюю из работ, которая изобилует разнообразными деталями.
«На картине изображены все участники нашей группы и фургон, в котором мы путешествовали и жили, отправляясь на фестивали. Узкие улицы, паб Irish Times на Патонге. В крайней правой части картины изображены сцены из Блэкпула, символизирующие циклический характер жизни», – рассказывает Джо.
В декабре в Бангкоке состоится выставка Джо в ресторане Chomp. Связаться с Джо можно по электронной почте [email protected]